Меню сайта |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Поздравление |
|
|
|
§9 Представление информации в форме таблиц
|
Структура таблицы
Внимательно прочтите текст «Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год — «3». У Алексеевой по математике оценка за год — «5». У Дроздова по музыке оценка за год — «5». У Галкина по музыке оценка за год — «5». У Прозоровой по литературе оценка за год — «5». У Радугиной по математике оценка за год — «4». У Алексеевой по музыке оценка за год — «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год — «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год — «5». У Алексеевой по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по математике оценка за год — «5». У Мухина по математике оценка за год — «3». У Мухина по русскому языку оценка за год — «3». У Прозоровой по математике оценка за год — «5». У Прозоровой по русскому языку оценка за год — «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год — «4». У Галкина по русскому языку оценка за год — «4». У Радугиной по музыке оценка за год — «4». У Галкина по литературе оценка за год — «4». У Радугиной по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по литературе оценка за год — «4». У Галкина по математике оценка за год — «3». У Прозоровой по музыке оценка за год — «5». У Мухина по музыке оценка за год — «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3. Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, потребуется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз. Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
Фамилия
|
Предмет
|
Русский
язык
|
Литература
|
Математика
|
Музыка
|
Алексеева
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Галкин
|
4
|
4
|
3
|
5
|
Дроздов
|
4
|
4
|
5
|
5
|
Мухин
|
3
|
3
|
3
|
4
|
Прозорова
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Радугина
|
4
|
5
|
4
|
4
|
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки (заголовков столбцов), боковика (заголовков строк) и прографки (рис. 26).
На уроках окружающего мира вы заполняли таблицу — календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра,данные о скорости ветра и температуре воздуха.
В форме таблицы представляют общешкольное расписание уроков.
Таблица — простая и удобная форма представления информации.
Табличный способ решения логических задач
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.
Задача «Летние каникулы». Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
- Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.
- О, ещё как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
- Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Решение
Составим таблицу, где заголовки строк — это фамилии друзей, а заголовки столбцов — их имена. В ячейке будем ставить знак «плюс», если фамилия и имя из соответствующих строки и столбца принадлежат одному человеку, и знак "минус" в противном случае.
Фамилия
|
Имя
|
Алик
|
Володя
|
Миша
|
Юра
|
Балашов
|
|
|
|
|
Петров
|
|
|
|
|
Лунин
|
|
|
|
|
Симонов
|
|
|
|
|
То, что Балашов разговаривает с Володей, позволяет поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Володя». Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и столбца «Алик». Из того, что ребята собрались в доме у Миши, а Петров стал им демонстрировать свой гербарий, находящийся в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это позволяет поставить плюс в ячейке, расположенной на пересечении строки «Петров» и столбца «Миша», а также заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и столбце «Миша». Гербарий понравился Лунину и Алику, значит, это два разных человека, следовательно, можно поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и столбца «Алик». Таблица приобретёт вид:
Фамилия
|
Имя
|
Алик
|
Володя
|
Миша
|
Юра
|
Балашов
|
-
|
-
|
-
|
|
Петров
|
-
|
-
|
+
|
-
|
Лунин
|
-
|
|
-
|
|
Симонов
|
|
|
-
|
|
Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры — Балашов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках столбца «Юра»). Из первого столбца таблицы следует, что фамилия Алика — Симонов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов»). Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Лунин» и столбца «Володя» говорит о том, что фамилия Володи — Лунин:
Фамилия
|
Имя
|
Алик
|
Володя
|
Митя
|
Юра
|
Балашов
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Петров
|
-
|
-
|
+
|
-
|
Лунин
|
-
|
+
|
-
|
-
|
Симонов
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Таким образом, фамилия Алика — Симонов, Володи — Лунин, Миши — Петров и Юры — Балашов. |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Архив записей |
|
|
|