§6 Персональный компьютер как система |
Компьютер как надсистема и подсистема Одним из объектов, рассматриваемых на уроках информатики, является персональный компьютер. Его можно рассматривать как систему, состоящую из подсистем «аппаратное обеспечение», «программное обеспечение», «информационные ресурсы» (рис. 20). ![]() Подсистема аппаратного обеспечения выступает в качестве надсистемы для устройств ввода, обработки, хранения и вывода информации. Операционная система — подсистема программного обеспечения и надсистема, в состав которой входят системные и служебные программы. Система информационных ресурсов включает в себя системы текстовых и графических файлов, звуковых файлов, файлов с видеоинформацией и т. д. Персональный компьютер является частью (подсистемой) системы «человек — компьютер». Пользовательский интерфейс Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами системы «человек — компьютер», называют интерфейсом. Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейсы. Аппаратный интерфейс — средства взаимодействия между устройствами компьютера; обеспечивается производителями оборудования. Программный интерфейс — средства взаимодействия (совместимости) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения. Аппаратно-программный и пользовательский интерфейсы обеспечиваются операционной системой компьютера. Аппаратно-программный интерфейс — средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера. Пользовательский интерфейс — средства взаимодействия человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд). Трёхмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трёхмерном компьютерном пространстве. Указав мышью, например, на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть её более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир. |