Персональный сайт -  Шувикиной Евгении Игоревны Вторник, 31.03.2020, 03:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Я на других сайтах
  • Мультиурок
  • Копилкауроков

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поздравление
    Счастливой Осени, друзья!, Осень

    Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com

    §11 Табличные информационные модели

    Правила оформления таблицы
    Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.
    Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.
    Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
    В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.
    Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.
    1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
    2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
    3. Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.
    4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
    ? - данные неизвестны;
    × - данные невозможны;
     - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
    Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
    1) выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
    2) уточнить структуру таблицы;
    3) заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.
    При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линией.
    Например:
    Столица Фпанпии — Париж.
    Глубина озера — 3м.
    Имя девочки — Маша.
    Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.
    Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчёркивать тройной линией.
    Например:
    Расстояние от Москвы до Чебоксар — 600 км.
    У Вовы по истории оценка «четыре».

    Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)
    Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (рис. 32).
    Image
    Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов — от количества рассматриваемых свойств.
    Пример 1
    Города Золотого кольца России

    Город

    Год основания

    Основатель

    Достопримечательность

    Владимир

    1108

    Князь

    Владимир

    Мономах

    Церковь Покрова на Нерли

    Суздаль

    1024

    ?

    Кремль

    Кострома

    1152

    Князь Юрий Долгорукий

    Ипатьев Троицкий монастырь

    Переславль-

    Залесский

    Плещеево озеро

    Гусь-

    Хрустальный

    1756

    Орловский купец Аким Мальцов

    Первый в России , хрустальный завод

    В таблице 3 приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.
    В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залесский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.
    В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 3 города могут быть перечислены: в алфавитном порядке по возрастанию или убыванию годов их основания.
    Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок» — строки превратить в столбцы, а столбцы — в строки.
    Что именно располагать в заголовках строк и в заголовках столбцов — объекты или свойства, — зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало столбцов бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много столбцов.

    Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)
    Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
    Общий вид таблиц типа ООО показан на рис. 33.
    Image
    В этой таблице заголовоки столбцов имеют сложную (двухъярусную) структуру.
    Пример 2
    Оценки по информатике учеников 6 класса

    Ученик

    Период обучения

    I четверть

    I I четверть

    1-е полугодие

    Баутин Дима

    4

    5

    5

    Голубев Миша

    4

    4

    4

    Куликов Иван

    5

    5

    5

    Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» — строки превращены в столбцы, а столбцы — в строки (табл. 5).
    Оценки по информатике учеников 6 класса

    Период обучения

    Ученик

    Баутин Дима

    Голубев Миша

    Куликов Иван

    I четверть

    4

    4

    5

    II четверть

    5

    4

    5

    1-е полугодие

    5

    4

    5


    В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.
    Пример 3
    В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в строки, и в столбцы таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще (табл. 6). Эта таблица также относится к типу ООО.
    Расстояния между городами (км)

    Город

    Москва

    Петрозаводск

    Самара

    Казань

    Москва

    0

    1076

    1069

    815

    Петрозаводск

    1076

    0

    2145

    1891

    Самара

    1069

    2145

    0

    631

    Казань

    815

    1891

    631

    0

    Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так (табл. 7).
    Расстояния между городами

    Москва

     

     

     

     

    Петрозаводск

    1076

     

     

     

    Самара

    1069

    2145

     

     

    Казань

    815

    1891

    631

     

     

    Москва

    Петрозаводск

    Самара

    Казань

    Пример 4
    Увлечения учеников 6 класса

    Ученик

    Детское объединение (секция или кружок)

    Компьютерная

    графика

    Танцы

    Футбол

    Баутин Дима

    1

    0

    1

    Голубев Миша

    0

    0

    1

    Куликов Иван

    1

    1

    1

    Радугина Алла

    1

    1

    0

    По таблице 8 можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в ячейку ставится 1, а если нет — 0.
    Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие или отсутствие связи между объектами).

    Вычислительные таблицы
    Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
    Пример 5
    Подарочный набор для первоклассника

    Товар

    Цена, руб.

    Количество

    Стоимость, руб.

    Тетрадь, 12 л., клетка

    3

    10

    30

    Тетрадь, 12 л., линейка косая

    2,5

    10

    25

    Альбом для рисования, 8 л.

    5

    4

    20

    Карандаши цветные «Зарница», 6 цв.

    20

    1

    20

    Авторучка

    5

    6

    30

    Карандаш простой

    1

    6

    6

    Цветная бумага, 8 цв.

    12

    2

    24

    Итого:

     

    39

    155

    Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «Стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.
    Последнюю строку этой таблицы будем называть итоговой. Она предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок «Итого:» или «Всего:».
    В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих столбцов. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если сложить все числа в столбце «Количество», то мы узнаем общее количество предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится суммированием всех чисел, стоящих в столбце «Стоимость». А вот сумма по столбцу «Цена» не имеет никакого смысла.
    Пример 6
    Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик — 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка — 2 литра газировки, доктор Пилюлькин — 1 литр кваса и 1 литр касторки.
    Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
    Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
    Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
    Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» — «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.

    Напиток

    Человечек

    Незнайка

    Пончик

    Торопыжка

    Пилюлькин

    Всего

    Квас, л

    2

    0

    0

    1

    3

    Газировка, л

    1

    3

    2

    0

    6

    Сироп,л

    1

    2

    0

    0

    3

    Касторка, л

    0

    0

    0

    1

    1

    Итого:

    4

    5

    2

    2

    13

    Ответ на первый вопрос находится в итоговом столбце таблицы (он имеет заголовок «Всего»). Ответ на второй вопрос — в итоговой строке. Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке — на пересечении итоговой строки и итогового столбца.
    Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки, можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком, Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке). Это же число будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса, газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговому столбцу). Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений.

    Решение логических задач с помощью нескольких таблиц
    Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия. Это значит, что:
    1) в этих множествах одинаковое количество объектов;
    2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
    3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.
    В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.
    Пример 7
    Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
    В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).
    Image
    В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.
    Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.
    В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:
    Маша играет на рояле;
    Оля играет на виолончели;
    Лена не играет на арфе.

    Увлечение

    Девочка

    Маша

    Оля

    Лена

    Валя

    Музыкальный

    инструмент

    Рояль

    1

    0

    0

    0

    Скрипка

    0

    0

    1

    0

    Виолончель

    0

    1

    0

    0

    Арфа

    0

    0

    0

    1

    Иностранный

    язык

    Французский

     

     

     

     

    Немецкий

     

     

     

     

    Английский

     

     

     

     

    Итальянский

     

     

     

     

    Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:
    Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
    Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.
    Виолончелистка не говорит по-итальянски.

    Увлечение

    Девочка

    Маша

    Оля

    Лена

    Валя

    Музыкальный

    инструмент

    Рояль

    1

    0

    0

    0

    Скрипка

    0

    0

    1

    0

    Виолончель

    0

    1

    0

    0

    Арфа

    0

    0

    0

    1

    Иностранный

    язык

    Французский

    0

    0

    1

    0

    Немецкий

    0

    1

    0

    0

    Английский

    1

    0

    0

    0

    Итальянский

    0

    0

    0

    1

    Таким образом, увлечения Маши — рояль и английский, Оли — виолончель и немецкий, Лены — скрипка и французский, Вали — арфа и итальянский.
    Вход на сайт

    Поиск

    Календарь
    «  Март 2020  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031

    Архив записей

    Полезные ссылки

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Рейтинг сайтов

    Персональный сайт © 2020 uCoz