Меню сайта |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Поздравление |
|
|
|
§11 Табличные информационные модели
|
Правила оформления таблицы
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.
1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
3. Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках соответствующих строк или столбцов.
4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? - данные неизвестны;
× - данные невозможны;
↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
1) выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
2) уточнить структуру таблицы;
3) заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.
При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств — пунктирной линией.
Например:
Столица Фпанпии — Париж.
Глубина озера — 3м.
Имя девочки — Маша.
Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.
Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчёркивать тройной линией.
Например:
Расстояние от Москвы до Чебоксар — 600 км.
У Вовы по истории оценка «четыре».
Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)
Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (рис. 32).
Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов — от количества рассматриваемых свойств.
Пример 1
Города Золотого кольца России
Город
|
Год основания
|
Основатель
|
Достопримечательность
|
Владимир
|
1108
|
Князь
Владимир
Мономах
|
Церковь Покрова на Нерли
|
Суздаль
|
1024
|
?
|
Кремль
|
Кострома
|
1152
|
Князь Юрий Долгорукий
|
Ипатьев Троицкий монастырь
|
Переславль-
Залесский
|
↓
|
↓
|
Плещеево озеро
|
Гусь-
Хрустальный
|
1756
|
Орловский купец Аким Мальцов
|
Первый в России , хрустальный завод
|
В таблице 3 приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.
В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залесский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.
В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 3 города могут быть перечислены: в алфавитном порядке по возрастанию или убыванию годов их основания.
Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок» — строки превратить в столбцы, а столбцы — в строки.
Что именно располагать в заголовках строк и в заголовках столбцов — объекты или свойства, — зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало столбцов бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много столбцов.
Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)
Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
Общий вид таблиц типа ООО показан на рис. 33.
В этой таблице заголовоки столбцов имеют сложную (двухъярусную) структуру.
Пример 2
Оценки по информатике учеников 6 класса
Ученик
|
Период обучения
|
I четверть
|
I I четверть
|
1-е полугодие
|
Баутин Дима
|
4
|
5
|
5
|
Голубев Миша
|
4
|
4
|
4
|
Куликов Иван
|
5
|
5
|
5
|
Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» — строки превращены в столбцы, а столбцы — в строки (табл. 5).
Оценки по информатике учеников 6 класса
Период обучения
|
Ученик
|
Баутин Дима
|
Голубев Миша
|
Куликов Иван
|
I четверть
|
4
|
4
|
5
|
II четверть
|
5
|
4
|
5
|
1-е полугодие
|
5
|
4
|
5
|
В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.
Пример 3
В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в строки, и в столбцы таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще (табл. 6). Эта таблица также относится к типу ООО.
Расстояния между городами (км)
Город
|
Москва
|
Петрозаводск
|
Самара
|
Казань
|
Москва
|
0
|
1076
|
1069
|
815
|
Петрозаводск
|
1076
|
0
|
2145
|
1891
|
Самара
|
1069
|
2145
|
0
|
631
|
Казань
|
815
|
1891
|
631
|
0
|
Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так (табл. 7).
Расстояния между городами
Москва
|
|
|
|
|
Петрозаводск
|
1076
|
|
|
|
Самара
|
1069
|
2145
|
|
|
Казань
|
815
|
1891
|
631
|
|
|
Москва
|
Петрозаводск
|
Самара
|
Казань
|
Пример 4
Увлечения учеников 6 класса
Ученик
|
Детское объединение (секция или кружок)
|
Компьютерная
графика
|
Танцы
|
Футбол
|
Баутин Дима
|
1
|
0
|
1
|
Голубев Миша
|
0
|
0
|
1
|
Куликов Иван
|
1
|
1
|
1
|
Радугина Алла
|
1
|
1
|
0
|
По таблице 8 можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в ячейку ставится 1, а если нет — 0.
Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие или отсутствие связи между объектами).
Вычислительные таблицы
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Пример 5
Подарочный набор для первоклассника
Товар
|
Цена, руб.
|
Количество
|
Стоимость, руб.
|
Тетрадь, 12 л., клетка
|
3
|
10
|
30
|
Тетрадь, 12 л., линейка косая
|
2,5
|
10
|
25
|
Альбом для рисования, 8 л.
|
5
|
4
|
20
|
Карандаши цветные «Зарница», 6 цв.
|
20
|
1
|
20
|
Авторучка
|
5
|
6
|
30
|
Карандаш простой
|
1
|
6
|
6
|
Цветная бумага, 8 цв.
|
12
|
2
|
24
|
Итого:
|
|
39
|
155
|
Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «Стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.
Последнюю строку этой таблицы будем называть итоговой. Она предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок «Итого:» или «Всего:».
В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих столбцов. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если сложить все числа в столбце «Количество», то мы узнаем общее количество предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится суммированием всех чисел, стоящих в столбце «Стоимость». А вот сумма по столбцу «Цена» не имеет никакого смысла.
Пример 6
Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик — 3 литра газировки и 2 литра малинового сиропа, Торопыжка — 2 литра газировки, доктор Пилюлькин — 1 литр кваса и 1 литр касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов «человечек» — «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.
Напиток
|
Человечек
|
Незнайка
|
Пончик
|
Торопыжка
|
Пилюлькин
|
Всего
|
Квас, л
|
2
|
0
|
0
|
1
|
3
|
Газировка, л
|
1
|
3
|
2
|
0
|
6
|
Сироп,л
|
1
|
2
|
0
|
0
|
3
|
Касторка, л
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
Итого:
|
4
|
5
|
2
|
2
|
13
|
Ответ на первый вопрос находится в итоговом столбце таблицы (он имеет заголовок «Всего»). Ответ на второй вопрос — в итоговой строке. Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке — на пересечении итоговой строки и итогового столбца.
Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки, можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком, Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке). Это же число будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса, газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговому столбцу). Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений.
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц
Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия. Это значит, что:
1) в этих множествах одинаковое количество объектов;
2) каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
3) каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.
В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.
Пример 7
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент» («рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык» («французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент», «девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный язык», причем между объектами этих классов существует взаимно однозначное соответствие (рис. 34).
В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.
Можно построить две отдельные таблицы типа ООО для пар «девочка — музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов «девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.
В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное соответствие, а также что:
Маша играет на рояле;
Оля играет на виолончели;
Лена не играет на арфе.
Увлечение
|
Девочка
|
Маша
|
Оля
|
Лена
|
Валя
|
Музыкальный
инструмент
|
Рояль
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Скрипка
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Виолончель
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Арфа
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Иностранный
язык
|
Французский
|
|
|
|
|
Немецкий
|
|
|
|
|
Английский
|
|
|
|
|
Итальянский
|
|
|
|
|
Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы, приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия задачи:
Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.
Виолончелистка не говорит по-итальянски.
Увлечение
|
Девочка
|
Маша
|
Оля
|
Лена
|
Валя
|
Музыкальный
инструмент
|
Рояль
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Скрипка
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Виолончель
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Арфа
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Иностранный
язык
|
Французский
|
0
|
0
|
1
|
0
|
Немецкий
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Английский
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Итальянский
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Таким образом, увлечения Маши — рояль и английский, Оли — виолончель и немецкий, Лены — скрипка и французский, Вали — арфа и итальянский. |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Архив записей |
|
|
|